Мозаика

picture 

  Мозаика — один из самых древних видов живописи. В античные времена представляла собой наборную живопись из цветных морских камней, которые укладывали по ранее намеченному рисунку на вязкую основу (известь, мастику, цемент, даже воск). Мозаика из камешков могла украсить, например, полы римских терм, дома Помпеи. Собственно, известно еще более раннее применение мозаики в Двуречье (3 тысячелетие до н. э.) из глиняных орнаментов, узоры из раковин, из камня лазурита (город Ур, ок. 2800 г. до н. э., Британский музей).
 
  Античная мозаика отличалась частым использованием полудрагоценных камней (лазурит, агат, яшма). Об этом есть письменные свидетельства Плиния Старшего. Со второй половины III века до н. э., в период эллинизма, стали появляться мозаики из кусочков кубической формы — тессеры. Стеклянные кубики имели самые разнообразные цвета и оттенки, как на одной из резиденций римского императора Тиберия. Нерон украсил свой «Золотой дом» подобной мозаикой в сочетании с лепной отделкой. Мелкие кусочки камня составляли целые картины (римская мозаика). Широко применялся мрамор и прочие камни, из которых выкладывалась на полу мраморная мозаика в виде квадратов, треугольников и кругов (александрийская мозаика).
 
  Особенность античной мозаики — она была выполнена из камня, который укладывали, как любую другую древнюю мозаику, прямым набором — прямо в грунт, а затем тщательно полировалась. Раннехристианская мозаика, которая известна нам по блестящим итальянским памятникам. Византийская мозаика, пример которой мы можем наблюдать в церкви Сан-Витале, Равенна, а также в храме Успения в Дафни. Прекрасные образцы мозаики второй половины XI века представлены в Константинополе в монастыре Хора (Кахрие-Джами) и древнерусской Софии Киевской. Орнаменты в Михайловском Соборе Златоверхого монастыря в Киеве набирались из специально подобранных цветных кусочков стекла (смальты) и красивых полудрагоценных камней на золотом фоне. Фон тоже был выполнен из смальты, только из бесцветной. Между двух таких бесцветных кусочков прокладывали тончайшее листовое золото или золотую фольгу (в дальнейшем использовали и серебряную). Золотой фон олицетворял духовное пространство и являлся символом бесконечности. Подборка камня была очень разнообразна: халцедон и порфир, оникс и ляпис-лазурь.
 
  В романском периоде европейская мозаика некоторое время сосуществовала параллельно с настенными росписями техникой фрески. Ярким примером выступает уже упоминавшаяся София Киевская, где главное пространство собора — купол, паруса, барабан, конха, триумфальная арка, и вся центральная апсида с подкупольным пространством были украшены мозаикой, а столбы с лестницей, ведущей на хоры — фресками. Кстати, на Руси популярна была не мозаика, а намного более доступная в производстве (но от этого не менее выразительная) фреска.
 
  Стоит отметить, что с XIII века на всей территории Западной Европы мозаика постепенно вытесняется фреской. Но совсем она не исчезает. В Италии в период Высокого Возрождения становится модным украшать мебель и детали интерьера вставками из флорентийской мозаики. Ее узор составлялся из отшлифованных и вырезанных по определенному шаблону цветных камней. Помимо цветовой палитры в рисунке использовалась природная текстура камней.
 
  В XVII веке в Западной Европе, а с середины XVIII века и в России появились мозаичные наборы из узеньких продолговатых кусков смальты, которые имитировали масляную технику, в которой создавались портреты по определенному образцу живописи (портрет Екатерины II был создан по образцу Ф. С. Рокотова). Это препятсвовало начинаниям М.В. Ломоносова, который наладил производство мозаики под Петербургом в Усть-Рудице и желал возродить великое монументальное искусство, чтобы украшать архитектурные памятники столицы.
 
  Подражание масляной технике и передача в мельчайших подробностях черт лица, фактуры материалов лишило мозаику ее специфики, как искусства, которое рассчитано на осмотр с большого расстояния. Утратилась цельность восприятия, характерная для всякого монументального искусства. Но, не смотря на это, техника мозаики продолжала развиваться и совершенствоваться. В 1864 г. при Петербургской академии художеств было организовано отделение, где получали подготовку мастера мозаики. С их помощью украшался только что возведенный Исаакиевский собор.
 
  В исламских странах, а также в средневековой Португалии и в испанском интерьере были распространены изделия из мрамора и гранита, а также мозаичные орнаменты из цветных майоликовых плиток, чаще всего из голубых и синих. Объяснялось это тем, что ислам вообще не приветствовал в искусстве изображение человеческой фигуры, в этом виделось проявление идолопоклонничества (памятники Бухары, Самарканда). Майоликовую мозаику часто использовали в эпоху модерна. Этой техникой пользовался испанский архитектор А. Гауди, австрийский живописец Г. Климт, который соединил в своих декоративных панно мозаику и майолику, используя полудрагоценные камни и масляную живопись. В России — М. А. Врубель.
 
  Прошлый век знает прекрасные образцы мозаичных шедевров. Многие великие мастера работали в этой технике: Ривера, Сикейрос, Гуттузо, из отечественных — А. В. Васнецов, А. А. Дейнека, З. К. Церетели и другие.
 
  Новая техника позволяет набирать мозаику, как правило, «обратным способом». На основание (ткань или картон с нанесенным рисунком), тыльная сторона которого заливают закрепляющим раствором, затем ткань удаляется и мозаику вставляют в стену или другое предназначенное для нее место. Эта технология нарушает контакт со стеной, который был в древних мозаиках, когда мастера ощупывали стену вручную и учитывали в работе каждый ее изгиб. Мерцающий огонь светильников и свечей делал мозаичные фигуры объемными и «выдвигал» их из золотого фона, потом они вновь «уходили» в стену, жили своей таинственной жизнью.

(044) 467 79 00
(044) 425 51 36
(044) 462 55 92
(044) 591 05 15
(044) 591 25 23
(044) 591 25 22

Каталог камня